Перейти к содержимому. | Перейти к навигации

УНИИТО Лучевая Диагностика

Персональные инструменты

This is SunRain Plone Theme

Navigation

Вы здесь: Главная / Категории / Документация / Статьи / VisionStatement. С чего начать проектирование.

VisionStatement. С чего начать проектирование.

Авторство статьи, предположительно, принадлежит Евгению Шахтарину.

С чего начать проектирование? Ответ готов, поскольку он типовой: надо начать с написания Vision Statement. По объему это одна страничка текста. Это самый первый конкретный шаг в сторону решения проблемы. Это точное описание цели в форме требований, которые надо удовлетворить. Это не решение и не ТЗ. Это вербальный ориентир, куда идти, чего хочется достичь.

Понимание вербализуемо. В противном случае это не понимание. Суть можно выразить на страничке текста. В противном случае, это не суть. Эти тезисы очерчивают рамки Vision Statement. Нужна страничка текста с изложением сути.

Содержание VS - это концептуальное описание будущего продукта деятельности, задающего "по-крупному" его видение в контексте требований потребителя.

Чтобы удачно записать VS, нужно исполнить роль маркетолога (product manager), знающего запросы потенциальных пользователей. Product manager формулирует product features.

Допустим, что результат достигнут, продукт создан, задача решена. Тогда VS может служить рекламным заявлением для продвижения продукта или результата решения. VS должен содержать описание изюминки. Это ответ на вопрос "зачем 1001-ая реализация чата (или языка программирования или бухучета или системы мониторинга т.п.)". При проектировании VS задает главный (с маркетоидной точки зрения) ориентир, которого следует достичь.

Задача Vision Statement - дать короткое и предельно ясное понимание того, что будет по сути достигнуто. Это дается в такой форме, что спонсор, прочитав 1 страничку текста (а больше и надо), аж подпрыгивает от возбуждения и начинает бегать кругами вокруг разработчика, засовывая пачки денег тому в карманы. При этом в Vision Statement должна быть написана правда. Vision Statement - это не только возбуждающая пилюля для спонсора, но и реальный ориентир для разработчика.

VS адресован всем. Это точка согласования интересов всех участников процесса.

Это ориентир для разработчика, который получает вИдение точной цели. Разработчик грешит тем, что зарываясь в детали и углубляясь во внутреннюю структуру, склонен подменять цели, исходя из соображений оптимизации структуры, а на самом деле исходя из собственных предпочтений и комфорта, часто понимаемого в ущерб себе (т.е. на мелочи сэкономил усилия, но в будущем эта мелочь потянет за собой глобальные проблемы).

VS - это основание для начальства удивиться мудрости и прозорливости подчиненных и дать столько денег, сколько они попросят. С чего бы это вдруг так начальство возбудится? А с того, что VS выполняется в форме, возбуждающий аппетит. VS это не технический документ, а, скорее, политический, следовательно, он имеет рекламный оттенок. Вообще, надо сказать, в решении задачи составление VS - это самый главный и самый трудный этап. Больше всего гениальность разработчика востребована именно на этапе составления VS.

VS - это основание для потребителя обрести уверенность в будущем и защитить свои интересы. Согласовывая VS с потребителем, разработчик тем самым выявляет, что на самом деле он должен делать. Когда потребитель сообразит, что разработчик - его самый заботливый друг, то лучше союзника в развитии технологии разработчику не найти. Надо заметить, что VS - это буржуйское изобретение. У нас до недавнего времени не сущестовало аналога VS в комплекте техдокументации. Казалось бы Введение к техпроекту играет аналогичную роль, но это далеко не так. Введение не нагружено сутью задачи и не имеет целевого оттенка. Ближе всего к VS стоит рекламный проспект на как бы уже готовый продукт. Обратите внимание на то, что VS согласуется с потребителем. Имеется в виду конечный пользователь. Самый конечный, который знать ничего не знает про то, как все устроено, что такое компьютер изнутри и вообще что такое электричество. Обычно конечный пользователь вообще воспринимает ситуацию как богом данную и даже не помышляет о перестройке. Попытка поговорить с конечным пользователем обычно начинается с полного непонимания и неприятия. Это он думает, как бы хуже не стало. Или вообще не думает, потому что у него полно своих реальных проблем, настоящих, а не придуманных, как он считает. Найти общий язык с потребителем - это самое трудное, труднее, чем с начальством. Если в VS удается увязать все интересы и прежде всего интересы потребителя, если все понимают и одобряют этот документ (а не делают вид, что понимают и одобряют), значит, постановка задачи удалась.

Тут самое время прикинуть, как решать поставленную задачу. Для этого создается MissionStatement (MS). Тоже на 1-ой страничке. Это вторая компонента стартового вектора деятельности. Она задает формулировку контекста деятельности: описание стратегии, куда мы намерены прийти, наши ценности и т.п.

После VS всем заинтересованным сторонам становится предельно ясно куда идти. И все это одобряют. После MS всем становится предельно ясно как идти. И все это одобряют.

Таким образом на первом шаге надо решить

задачу номер 1: написать страничку текста под названием VS и

задачу номер 2: написать страничку текста под названием MS.